Архив за день: 15.12.2018

СКАЗКИ ИЗ ГЛИНЫ И ДЕРЕВА

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА 

ВИДЕО https://www.youtube.com/watch?v=rMIOgxVx3ww

  Ñ„илимон.барыня

Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.
Монолитное, скупое на детали изображение: неширокая юбка-колокол плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В руках — птичка-свистулька. Скупость формы замечательно компенсируется нарядностью и весёлостью бесхитростного орнамента: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки. Перед нами образ филимоновской барышни – потомка одной из древнейших (по некоторым данным ей около семисот лет) игрушек России. Возраст филимоновского чуда достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в одоевские края из далекого верхнего палеолита, а при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.
По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.
В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами».
ИСТОЧНИК. http://rusnardom.ru/musey/hudozhestvennaya-keramika/
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

 ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу дымковская игрушка

Глиняная свистулька, которую начали делать в XV веке в Дымково для местного праздника – Свистопляски, стала сегодня популярным русским сувениром. Когда-то промысел процветал, потом угас, но сейчас возродился. И сегодня, как встарь, дымковскую игрушку сразу узнаешь по белоснежному фону и ярким краскам. Каждая игрушка – уникальное произведение искусства, так как нет серийного производства.
 БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

Богородская игрушка - история и описание игрушки

 Видео  https://www.youtube.com/watch?v=0l3dt30LRpA

Единственный народный промысел, который ни в какие времена не знал упадка. Во все века славились движущиеся фигурки – "дергачи". И нынешние мастера делают их по старым традициям, которые ведут свое начало с древних времен.

Русский народный промысел, зародившийся в с. Богородское (совр. Сергиево-Посадский р-н Московской области); деревянная резная игрушка из мягких пород дерева, зачастую с подвижными элементами.
Богородская игрушка обязана своим происхождением с. Богородское, находящемуся неподалеку от Сергиева Посада. В конце XVI века Богородское из рук бояр Плещеевых переходит в собственность Троице-Сергиева монастыря. Именно монастырские крестьяне заложили традиции резьбы по дереву.
Вопрос о времени зарождения промысла остается дискуссионным. Отдельные исследователи относят его к XVI – XVII векам, однако более правомерным выглядит выделение двух периодов в развитии богородской резьбы: XVII – XVIII века – зарождение, конец XVIII – начало XIX века – становление промысла. Самые ранние из сохранившихся игрушек (ГИМ, Государственный Русский музей, Музей народного искусства им. С.Т.Морозова, Художественно-педагогический музей игрушки) принято датировать началом XIX века.

Сергиево-посадский и богородский промыслы тесно переплетены между собой. На первых порах богородские резчики были зависимы от скупщиков из Сергиева Посада. У крестьян закупали «белье», которое затем окрашивали и продавали.

ИСТОЧНИК. https://w.histrf.ru/articles/article/show/bogorodskaia_igrushka
 КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА.

ВИДЕО.  http://https://www.youtube.com/watch?v=KVa5lDAZzWU
РОСПИСЬ ИГРУШКИ: https://youtu.be/dsDz5LCkuqI?list=PL2UHlhK1-NfoFyQVWG06kyNYcOG4-Ub-3

каргопольская2

Каргопольская игрушка – это глиняная игрушка, изготавливаемая в городе Каргополе Архангельской области, потому она и называется «каргопольская». Тем не менее, настоящей родиной этой глиняной игрушки являются деревни вокруг Каргополя. Именно там и делали крестьяне для своих детей игрушки из самого доступного в этих краях материала – глины.
Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами, что способствовало его превращению в заповедное место со своей уникальной культурой и сказочной атмосферой, сложившейся много веков назад. С лихвой каргопольская земля наделила людей талантами, а они в меру своих сил украсили эту землю.

Жизнь здесь, в далекой северной провинции, по своему укладу всегда отличалась от жизни среднерусских городов большей основательностью и большей свободой. И еще, пожалуй, более тесным единением с природой. Духовная связь с матерью-землей, характерная для крестьянина, здесь, на суровом русском Севере, проявилась во всей своей силе.
В окрестных деревнях издревле изготовлялись глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. В пластике и орнаменте каргопольских глиняных «баб» сохранились черты, присущие женским изображениям древних земледельцев. Глиняная «баба» в «досельном» /старинном/ наряде словно являла собой образ мира. Символичной была каждая деталь. Запечатленный в игрушке образ-отголосок древних представлений о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображенное на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов.

ИСТОЧНИКИ.
https://www.culture.ru/materials/253288/kargopolskaya-igrushka
https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/32596/episode_id/291450/video_id/291450/viewtype/picture/
http://rusnardom.ru/musey/hudozhestvennaya-keramika/  

Абашевская игрушка

абашевская1

Русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области.
Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале 20 в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины.
Известность, которую приобретает промысел в конце 1920-х гг., связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево, автора многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. В это время складываются характерные для абашевских мастеров скульптурные приемы и особенности росписи. Особенности абашевской игрушкиАбашевская игрушка — это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.

ИСТОЧНИК. http://rusnardom.ru/musey/hudozhestvennaya-keramika/  

История русского фарфора. ГЖЕЛЬ

ВИДЕО 
Народные Промыслы России: Синяя Птица Гжель https://youtu.be/WNlj6bHrvZk   
Как Делают Гжель https://youtu.be/QS-amGyBo14?list=RDQMCksGQHCVXrs
гжель2
Многовековая склонность местного населения к гончарству, в последней трети ХVIII века к производству майолики, а позднее к производству полуфаянса, тонкого фаянса и фарфора была во все времена вынужденной необходимостью.
Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

ИСТОЧНИК. http://rusnardom.ru/musey/hudozhestvennaya-keramika/

http://rusnardom.ru/musey/istoriya-russkogo-farfora/

РУССКАЯ МАТРЕШКА.

ВИДЕО 

матрешка

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.
Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.
По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена — так и появилась всеми любимая Матрешка.

ХОХЛОМА.

ВИДЕО:

Картинки по запросу хохлома роспись

Хохлома – разговорный термин, обозначающий расписные изделия, традиционный русский народный промысел. Декорировали чаще всего деревянную посуду. Золотой фон или золотой орнамент в сочетании с сочными насыщенными цветами и витиеватой технологией росписи позволяли создать поистине эффектное изделие.
Промысел возник во второй половине XVII века в деревнях Заволжья. Хохлома – крупный центр сбыта, «подарил» росписи соответствующее название. Характерная черта – золочение деревянных поверхностей и щедрое декорирование различными узорами. Свободная кистевая манера позволяла работать сразу в двух ключевых направлениях: фоновой росписи и верховой композиции.
На левом берегу Волги располагалось немало деревень, где и процветал промысел. Жители поселков Глибино, Хрящи, Шабаши, Безделы, Мокушино привозили в Хохлому товары на продажу. Истинная родина хохломы – Ковернинский район Нижегородской области.

 ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Картинки по запросу городецкая роспись
Городецкая роспись берет свое начало с XIX века. В это время она стала русским народным художественным промыслом, который возник в Нижегородской губернии около города Городец. 
ИСТОЧНИК http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/gorodets.html

Полхов — майданская роспись

Полхов-Майданская роспись | Городской парк

Народный промысел, сформировавшийся в с. Полховский Майдан (Вознесенский р-н Нижегородской области) в 1920-е годы. Один из самых молодых художественных промыслов России, представляет собой технику росписи деревянных токарных игрушек и предметов утвари анилиновыми красками.
История возникновения промысла в Полховском Майдане во многом легендаризирована. Не сохранилось ни первых игрушек, ни документов, связанных с их происхождением.
Согласно наиболее распространенной версии, крестьяне села переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших деревянную посуду в своих мастерских, в конце XVIII века. Первые токарные изделия не расписывались.
Свое развитие промысел получает в 1910-1920-х годах. Известно, что в 1916 году крестьянин-кустарь Павел Никитич Полин привез в село выжигательный аппарат. Возможно, под влиянием аналогичных изделий сергиевских мастеров посуду и игрушки начинают покрывать выжженным контурным рисунком.
Вскоре контур начинают раскрашивать масляными и клеевыми красками, а с середины 1930-х годов на смену им приходят более яркие анилиновые красители, разведенные на спирту. Постепенно выжженный контур заменяет рисунок тушью. С начала 1980-х годов начинает применяться роспись по обожженному паяльной лампой фону.

В 1928 – 1930 годах отдельные мастера объединились в артель «Красная заря». В 1960 году артель была преобразована в Полх-Майданскую фабрику игрушек. Согласно другой группе источников, артель возникла в 1969 году по инициативе мастеров П.Е.Казакова и Г.А.Авдюкова. Так или иначе, в период расцвета на фабрике работало около 500 человек, при ней была своя экспериментальная лаборатория. Однако в 1990-х годах фабрика была закрыта, и промысел полностью перешел в частные руки.
Изготовлением аналогичных токарных расписных предметов занимаются и в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец.
Промысел распространяется и на поселок Вознесенское: там в 1972 году возникает производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», в котором работают профессиональные художники.

ИСТОЧНИК. https://w.histrf.ru/articles/article/show/polkhov_maidanskaia_rospis

МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ

Мезенская роспись | ARTANA

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера.

Картинки по запросу МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. 

В самой же Мезени росписью не занимались. Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична.
Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян. 
Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Источникhttps://www.perunica.ru/chistiy_ist/937-mezenskaya-rospis-simvolika-uzora-yelementy.html

Пижемская роспись

ВИДЕО.  

Картинки по запросу Пижемская роспись

Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей Русского Севера. Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие - места, где в XIX - начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. Староверы, бежавшие сюда, занимались переписыванием светских и религиозных книг, которые украшали заставками, буквицами, рисунками. Некоторые из этих мастеров стали расписывать деревянные ложки. Также здесь расписывалась и другая домашняя утварь, за исключением прялок, которые обычно привозили с Мезени. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция. Существуют многочисленные параллели между пижемскими узорами и заставками древнерусских книг. Это не случайно. Со времен Аввакума Печора стала одним из оплотов старообрядчества. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Есть данные, что росписью сундуков, шкатулок и лукошек занимались и в Усть-Цильме - большом селе, где шла переписка книг.

Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Этот вид росписи значительно отличается от пышных и ярких северных росписей тем, что основной ее рисунок - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски. Эта роспись ближе всего к мезенской росписи, но в отличие от нее в пижемской росписи нет ни коней, ни птиц, которыми славится Мезень.

ИСТОЧНИК: http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/pizma/pizma.htm

Русский домХудожественная керамика http://rusnardom.ru/musey/hudozhestvennaya-keramika/