Архив за месяц: Декабрь 2018

II Всероссийский конкурс детского художественного творчества 

«Град возвышенный, град вдохновенный» 

http://www.art-teachers.ru/news/view/427/ (УЧАСТИЕ ПЛАТНОЕ)
ПОЛОЖЕНИЕ /СКАЧАТЬ/
СТРАНИЦА КОНКУРСА  http://dhs21.ucoz.ru/index/0-113
Условия участия и тематика Конкурса

В Конкурсе могут принять участие обучающиеся детских художественных школ и школ искусств, художественных студий учреждений дополнительного образования в возрасте от 5 до 17 лет в следующих возрастных группах:

I возрастная группа – 5 - 7 лет по теме «Гости галактики» (изображение фантазийных, инопланетных существ);

II возрастная группа – 8 - 10 лет по теме «Путь к звездам» (изображение космического, астрального пейзажа);

III возрастная группа – 11 - 13 лет по теме «Стартуют в космос корабли» (изображение космических кораблей, станций, летательных исследовательских аппаратов прошлого, настоящего или будущего);

IV возрастная группа – 14 - 17 лет по теме «Друзья Гагарина» (сюжетные композиции, портреты летчиков-космонавтов, ученых, астронавтов, исследователей прошлого, настоящего или будущего).

Творческие работы, заимствованные из сети Интернет конкурсной комиссией не рассматриваются.

Участие в конкурсе – бесплатное.

Формат и художественные материалы участники выбирают самостоятельно. (доп.) Допускается использование любых техник и материалов в создании конкурсных работ.

Порядок проведения конкурса

С 20 по 28 февраля 2019 г. необходимо самостоятельно загрузить фотографию конкурсной работы в формате jpg (jpeg) (рекомендуемый размер 1920 х 1080 пикселей) в социальную сеть ВКонтакте по ссылке https://vk.com/izo21, выбрав альбом для фото в соответствии с возрастными группами п.4.1.

Под конкурсной работой необходимо добавить описание со следующей информацией: 1) фамилия и имя ребенка-участника, возраст, полное наименование школы, Ф.И.О. педагога, город, регион (область, край, республика); 2) название творческой работы (материал, размер, год создания).

Работа экспертного совета конкурса (приложение №1) будет проходить с 1 по 5 марта 2019 г. Оценка работ по критериям:

соответствие тематике заявленной возрастной группы;
художественная выразительность сюжета композиции;
оригинальность образного решения.

Подведение итогов конкурса, публикация итогового протокола, размещение  до 9 марта 2019 г.
КОНКУРС РИСУНКА «Россия глазами ребенка»
Друзья, с 14 января по 14 февраля мы проводим конкурс работ для выставки детского рисунка «Россия глазами ребенка», которая пройдет в рамках международного культурного фестиваля «Цветы России». Проект курируют опытные преподаватели и искусствоведы: отбирают для экспозиции детские рисунки из всех регионов Российской Федерации. 

Положение о конкурсе Россия глазами ребенка.pdf

Выставка рисунков Цветы России.pdf

Анкета Участника.docx

Согласие на обработку персональных данных.pdf
Ждем ваши работы по адресу : fest@neva-art.ru
Всероссийский конкурс «ГОРОД МОЕЙ МЕЧТЫ»
http://www.art-teachers.ru/news/view/419/

Конкурс проводится в два этапа

1-й этап: до   1 февраля 2019 года в оргкомитет конкурса направляются в электронном виде заявки и фотографии работ в соответствии с номинациями конкурса. В этот период жюри конкурса производит заочный отбор лучших работ.
2-й этап  до 20 февраля 2019 года в адрес оргкомитета отправляются работы, выбранные жюри на первом этапе, без оформления.
С 1 по 14 марта 2019 г. -  работа жюри по выявлению победителей и лауреатов конкурса, оформление и подготовка отобранных работ к выставке.  
15 марта 2019г.  в 16.00 в выставочном зале ДХШ №1 открытие выставки конкурсных работ «Город моей мечты» награждение победителей и лауреатов.
На конкурс принимаются плоскостные композиции (графика, живопись) 

Город прошлого « Образ древнерусского города» (исторический городской пейзаж, город из сказки) 
Город настоящего «Зима в городе»  (современный городской пейзаж).
Город будущего «Биогород» (фантастический город, город-образ). 

VI Международный конкурс иллюстраций

«Сказки народов России и мира глазами детей»

(сказки Беларуси)

http://www.art-teachers.ru/news/view/414/  

ЖЮ

VI Международный конкурс иллюстраций «Сказки народов России и мира глазами детей» (сказки Беларуси)


Участники Конкурса.
К участию в Конкурсе допускаются дети и подростки России и зарубежных стран в возрасте от 5 до 18 лет.
Порядок организации и проведения Конкурса.

Начало Конкурса – 1 ноября 2018 г.
На Конкурс подаются заявки в электронном виде.
Прием последней работы - 15 апреля 2019 г. Представленные творческие работы не возвращаются и не рецензируются.

СКАЧАТЬ ПОЛОЖЕНИЕ

СКАЧАТЬ ТЕКСТЫ СКАЗОК http://www.art-teachers.ru/

ПОЛОЖЕНИЕ V МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА ДЕТСКОГО РИСУНКА 

«ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО — К ЖИЗНИ!» 

Тема года: «Радость дела!»

Первый этап конкурса: прием работ в электронную галерею конкурса 
9 октября 2018  — 20 января 2019 г. на сайте Международного союза педагогов-художников   http://www.art-teachers.ru/program/page/1/43/

Тема, которая выбрана для конкурса этого года, звучит необычно, а по сути это снова конкурс на умение художественно видеть реальную жизнь. Это есть главная задача для художника – умение интересно, содержательно видеть и раскрывать в своих работах-композицияхзначительное и поэтическое  в обычных, казалось бы, буднях.

Это самая главная задача настоящего Художника показать – раскрыть в творчестве  жизнь своего времени, своих современников, а тем самым и свой неравнодушный творчески активный внутренний мир.

Названная тема предполагает изображение труда окружающих людей.  Какие профессии имеют люди, которые живут рядом с тобой, как выглядит их труд?

Выйди на улицу, и посмотри, глазами Художника, как многое делается вокруг! Это и водители транспорта, и продавцы, и строители, а там и школа, и библиотека, и стадион, и поликлиника, и завод, и научная лаборатория, а кто-то сажает растения, выращивает животных, шьет платья, чинит автомобили, печет хлеб…

Как долго можно перечислять!Может там, где ты живешь, есть какие-то особые работы, которые характеризуют именно ваш край? Это было бы особенно интересно.

Это может быть работа твоих родных. Может быть и домашний труд, разные занятия и увлечения, композиция о радости совместной семейной работы.

Помни, что главным критерием для оценки рисунков будет умение художника видеть окружающую жизнь и умение художественно интересно о ней рассказывать. Поэтому надо чтобы изображаемые персонажи находились в своей реальной среде интерьера или пейзажа. Чтобы в результате конкурса получился выразительный художественный рассказ о жизни современных людей и об их интересных делах.

И мы неслучайно назвали конкурс «Радость дела». Преодолевать трудности, препятствия может только созидательный человек и красота, радость добрых дел должна быть источником сил для молодого человека.

1. Общие положения

Концепция Международного конкурса детского рисунка основана на активно развивающейся педагогической концепции «Школа Неменского», которая является целостной интегративной системой введения подрастающего поколения в мир современной художественной культуры России и мира. Искусство в ней рассматривается как система социализации человека, творческого развития личности и гармонизации мышления учащихся.

Название конкурса появилось из концептуальной позиции «От жизни — через искусство — к жизни» - одного из основных принципов художественно-педагогической школы Б.Неменского.  То есть искусство в школьном образовании должно быть инструментом «очеловечивания», познания связей человека с действительностью и самостроения личности. Как деятельность художника, так и подготовка художника основана на том, что он одновременно учится  всматриваться – вдумываться в окружающую его жизнь, учится изобразительному языку, то есть осваивает выразительные средства, и своим творчеством должен и себе и людям помогать по-новому ярко и образно видеть и переживать жизнь. Эти качества нужны не только художникам, но и для каждого человека смысловое умение видеть окружающую жизнь является источником наполнения его внутреннего мира и продуктивности его личности.

Конкурс организован в поддержку предмета «Изобразительное искусство» в общей школе, а также художественно-педагогической деятельности в дополнительном и предпрофессиональном образовании. В условиях «потери интереса» к культуре и искусству в современном образовании детей, мы хотим донести до каждого чиновника, руководителя и администратора важность и ценность полноценного художественного образования, его преподавания специалистами. Вне формирования художественно-образного и визуально-пространственного мышления сегодня невозможна социальная адаптация детей, формирование столь необходимого нашему обществу патриотического и эвристического мышления, как невозможна и полноценная подготовка человека к труду в обществе, где произошла взрывная визуализация всех средств коммуникации, информации и труда.

Мы приглашаем Вас принять участие в работе над созданием Международной галереи детского рисунка, в которой будут собраны лучшие конкурсные работы. Работы из коллекции будут участвовать в различных формах выставочной, фестивальной, благотворительной деятельности для пропаганды высокого уровня профессионального мастерства педагогов-художников и творчества детей.

            Основные задачи конкурса:

  • Стимулирование приобщения к искусству как системе эмоционально-ценностных критериев жизнедеятельности (в системе общего образования), развития творческих способностей (креативности) (в системе дополнительного образования), овладения основами образного языка, его грамматическим фундаментом (в системе предпрофессионального образования).
  • Развитие способности наблюдать, анализировать, художественно и поэтически видеть реальную жизнь, уметь выразить ее содержание средствами искусства.
  • Повышение авторитета и роли предмета «Изобразительное искусство» в школе.
  • Развитие системы работы с творческими, мотивированными на искусство детьми.
  • Выявление и поддержка профессионально и творчески работающих педагогов – художников.
  • Активизация творческой энергии школьных коллективов и повышение мотивации к социо — культурной деятельности.
  • Создание фонда детских художественных произведений и базы данных одаренных детей.
  • Поддержка творческих инициатив и обмен опытом в области художественного образования.
  • Привлечение деятелей искусства к делу эстетического воспитания подрастающего поколения и пропаганды результатов детского творчества.

2. Организаторы конкурса

Конкурс проводится Управлением (ЦНХО) Непрерывного Художественного Образования (Школой Б.Неменского) ГАОУ ДПО МЦРКПО совместно с «Международным Союзом педагогов-художников».

Партнёром и спонсором конкурса является ООО «Фила Статионари» — официальное представительство группы компаний FILA в России.

Организаторы обеспечивают:

- равные условия для всех участников Конкурса;

- информационную поддержку Конкурса;

- проведение Конкурса, просмотр и оценку работ участников Конкурса;

- награждение победителей Конкурса и их педагогов.

3. Оргкомитет Конкурса

Председатель Оргкомитета

Неменская Лариса Александровна

Заместитель руководителя ЦНХО, лауреат Премии Президента РФ, почетный член Российской академии художеств, профессор, председатель Московского отделения Международного союза педагогов-художников

Зам. Председателя Оргкомитета

Астафьева Марина Константиновна

исполнительный директор Международного союза педагогов-художников», главный редактор Международного сетевого образовательного журнала ART TEACHER, специалист ЦНХО.

Председатель жюри Конкурса

Неменский Борис Михайлович

руководитель ЦНХО, народный художник России, академик Российской академии художеств и и Российской академии образования, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат Государственных премий СССР и РФ, международных премий, профессор

Ответственный секретарь предметно-методической комиссии

Терещенко Анна Сергеевна

аналитик сектора художественно-педагогического мастерства ЦНХО, специалист по связям с общественностью Международного союза педагогов-художников.

Куратор выставочных проектов

Волков Александр Евгеньевич

Заведующий музейно-выставочным сектором ЦНХО

Информационное обеспечение

Кондратьев Андрей Витальевич

зав. сектором организационно-информационного сопровождения ЦНХО

Юдина Любовь Юрьевна

документовед ЦНХО

4. Условия Конкурса

Участники Конкурса

Участники конкурса — школьники с 1 по 11 класс, обучающиеся в общеобразовательных, художественных школах, школах искусств, студиях, кружках, дошкольники 4-6 лет. Рисунки конкурсантов оцениваются отдельно по пяти возрастным группам: 4-6 лет, 7-9 лет, 10-12 лет, 13-15 лет, 16-18 лет

Номинации Конкурса

«Цвет» (лучшая живописная работа).

«Линия» (лучшая графическая работа).

5.  Порядок проведения Конкурса

Конкурс проходит в три этапа.

Первый этап конкурса: прием работ в электронную галерею конкурса

9 октября 2018  — 20 января 2019 г.

на сайте Международного союза педагогов-художников

http://www.art-teachers.ru/program/page/1/43/

Приветствуется в период первого тура проведение конкурса по теме года на региональном уровне с награждением победителей.Это способствует более широкому охвату вниманием участников конкурса, распространению и обсуждению конкурсных целей и задач, которые являются важной воспитательной задачей, средой для профессионального роста и общения педагогов.

По предложению участников конкурс в регионе может быть организован в очной форме. Местное жюри выбирает победителей, работы которых направляются на адрес электронной галереи. Региональное жюри при этом может награждать участников  очного тура как победителей регионального этапа Международного конкурса.

Второй этап конкурса:

20 января – 10 февраля 2019 г. – работа жюри Конкурса

организуется путем  электронного голосования членов жюри из разных регионов России и зарубежных государств.

ЖЮРИ  ВЫБИРАЕТ  ЛАУРЕАТОВ  КОНКУРСА

Третий этап конкурса – очный:   февраль-март 2019 г.

 по уведомлению организаторов выбранные лауреаты конкурса должны прислать оригиналы своих работ на указанный в уведомлении адрес.

В ЦНХО (Центре непрерывного художественного образования)  проводится    2-й этап работы ЖЮРИ и выбираются ПОБЕДИТЕЛИ Конкурса.

(не присланные работы лауреатов для очного этапа конкурса жюри не рассматривает)

Открытие выставки работ лауреатов и победителей конкурса,

их награждение состоится в 29 -31 марта 2019 г. В Москве

в рамках работы VI Международного форума педагогов-художников.

6. Основные требования к конкурсной работе

- образная выразительность;

- выраженная способность художественного наблюдения жизни;

- оригинальность замысла и мастерство исполнения;

- раскрытие содержания темы художественными средствами.

Основными критериями оценки художественного качества работ учащихся любого возраста и степени обученности являются творческая самостоятельность в раскрытии заданной темы, стилистическая индивидуальность, жизненная наблюдательность и не оторванная от нее фантазия, поэтическое видение окружающего мира. Главным качеством детской работы является ее содержание, в которое органично вплетается отношение автора к тому, что он изображает, т.е. содержание, реализованное в выразительной (художественной) форме.

7. Награждение победителей Конкурса

По решению Жюри определяются победителиконкурса в номинациях: «Цвет» и «Линия» (без присуждения 1, 2, 3 мест), а также присуждается ГРАН-ПРИ конкурса в каждой возрастной категории.

Дополнительно к основным номинациям вручаются специальные дипломы и награды жюри:

«За лучшее воплощение темы конкурса»,

«За поэтическое видение жизни»,

«За отзывчивость и сопереживание»,

«Самому юному участнику конкурса».

Победители награждаются дипломами и призами.

Все учителя, подготовившие победителей конкурса, награждаются грамотами жюри конкурса.

Работы победителей конкурса публикуются:

на сайте www.art-teachers.ru на странице Международной галереи детского рисунка.

на сайте Центра непрерывного художественного образования:  http://cnho.ru/  на странице Конкурса «Через искусство – к жизни!»

По итогам конкурса ЦНХО организует проблемные семинары, обсуждения, круглые столы; передвижные выставки; проводятся консультации для участников конкурса, их родителей, учителей. Информация о конкурсе, его участниках и победителях публикуется в ряде газет и журналов, а также на сайте Центра НХО и сайтах школ – организаторов конкурса.

8. Оформление конкурсной работы

Каждая работа, представленная на конкурс, на обратной стороне должна быть подписана строго печатными буквами по следующей форме:

  1. Авторское название работы (не повторяющее общую тему конкурса)
  2. Фамилия, имя автора (полностью)
  3. Возраст, класс.
  4. Образовательное учреждение (школа, гимназия, лицей, Центр образования и т.д.).
  5. Учебный округ.
  6. Домашний (мобильный) телефон автора.
  7. Фамилия, имя, отчество педагога (полностью).
  8. Контактные телефоны педагога (мобильный и домашний)

Работы, подписанные не по форме, рассматриваться комиссией и жюри не будут.

СКАЧАТЬ ПОЛОЖЕНИЕ 

ИСТОЧНИК http://www.art-teachers.ru/news/view/412/

СКАЗКИ ИЗ ГЛИНЫ И ДЕРЕВА

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА 

ВИДЕО https://www.youtube.com/watch?v=rMIOgxVx3ww

  Ñ„илимон.барыня

Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.
Монолитное, скупое на детали изображение: неширокая юбка-колокол плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В руках — птичка-свистулька. Скупость формы замечательно компенсируется нарядностью и весёлостью бесхитростного орнамента: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки. Перед нами образ филимоновской барышни – потомка одной из древнейших (по некоторым данным ей около семисот лет) игрушек России. Возраст филимоновского чуда достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в одоевские края из далекого верхнего палеолита, а при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.
По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.
В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами».
ИСТОЧНИК. http://rusnardom.ru/musey/hudozhestvennaya-keramika/
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

 ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу дымковская игрушка

Глиняная свистулька, которую начали делать в XV веке в Дымково для местного праздника – Свистопляски, стала сегодня популярным русским сувениром. Когда-то промысел процветал, потом угас, но сейчас возродился. И сегодня, как встарь, дымковскую игрушку сразу узнаешь по белоснежному фону и ярким краскам. Каждая игрушка – уникальное произведение искусства, так как нет серийного производства.
 БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

Богородская игрушка - история и описание игрушки

 Видео  https://www.youtube.com/watch?v=0l3dt30LRpA

Единственный народный промысел, который ни в какие времена не знал упадка. Во все века славились движущиеся фигурки – "дергачи". И нынешние мастера делают их по старым традициям, которые ведут свое начало с древних времен.

Русский народный промысел, зародившийся в с. Богородское (совр. Сергиево-Посадский р-н Московской области); деревянная резная игрушка из мягких пород дерева, зачастую с подвижными элементами.
Богородская игрушка обязана своим происхождением с. Богородское, находящемуся неподалеку от Сергиева Посада. В конце XVI века Богородское из рук бояр Плещеевых переходит в собственность Троице-Сергиева монастыря. Именно монастырские крестьяне заложили традиции резьбы по дереву.
Вопрос о времени зарождения промысла остается дискуссионным. Отдельные исследователи относят его к XVI – XVII векам, однако более правомерным выглядит выделение двух периодов в развитии богородской резьбы: XVII – XVIII века – зарождение, конец XVIII – начало XIX века – становление промысла. Самые ранние из сохранившихся игрушек (ГИМ, Государственный Русский музей, Музей народного искусства им. С.Т.Морозова, Художественно-педагогический музей игрушки) принято датировать началом XIX века.

Сергиево-посадский и богородский промыслы тесно переплетены между собой. На первых порах богородские резчики были зависимы от скупщиков из Сергиева Посада. У крестьян закупали «белье», которое затем окрашивали и продавали.

ИСТОЧНИК. https://w.histrf.ru/articles/article/show/bogorodskaia_igrushka
 КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА.

ВИДЕО.  http://https://www.youtube.com/watch?v=KVa5lDAZzWU
РОСПИСЬ ИГРУШКИ: https://youtu.be/dsDz5LCkuqI?list=PL2UHlhK1-NfoFyQVWG06kyNYcOG4-Ub-3

каргопольская2

Каргопольская игрушка – это глиняная игрушка, изготавливаемая в городе Каргополе Архангельской области, потому она и называется «каргопольская». Тем не менее, настоящей родиной этой глиняной игрушки являются деревни вокруг Каргополя. Именно там и делали крестьяне для своих детей игрушки из самого доступного в этих краях материала – глины.
Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами, что способствовало его превращению в заповедное место со своей уникальной культурой и сказочной атмосферой, сложившейся много веков назад. С лихвой каргопольская земля наделила людей талантами, а они в меру своих сил украсили эту землю.

Жизнь здесь, в далекой северной провинции, по своему укладу всегда отличалась от жизни среднерусских городов большей основательностью и большей свободой. И еще, пожалуй, более тесным единением с природой. Духовная связь с матерью-землей, характерная для крестьянина, здесь, на суровом русском Севере, проявилась во всей своей силе.
В окрестных деревнях издревле изготовлялись глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. В пластике и орнаменте каргопольских глиняных «баб» сохранились черты, присущие женским изображениям древних земледельцев. Глиняная «баба» в «досельном» /старинном/ наряде словно являла собой образ мира. Символичной была каждая деталь. Запечатленный в игрушке образ-отголосок древних представлений о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображенное на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов.

ИСТОЧНИКИ.
https://www.culture.ru/materials/253288/kargopolskaya-igrushka
https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/32596/episode_id/291450/video_id/291450/viewtype/picture/
http://rusnardom.ru/musey/hudozhestvennaya-keramika/  

Абашевская игрушка

абашевская1

Русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области.
Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале 20 в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины.
Известность, которую приобретает промысел в конце 1920-х гг., связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево, автора многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. В это время складываются характерные для абашевских мастеров скульптурные приемы и особенности росписи. Особенности абашевской игрушкиАбашевская игрушка — это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.

ИСТОЧНИК. http://rusnardom.ru/musey/hudozhestvennaya-keramika/  

История русского фарфора. ГЖЕЛЬ

ВИДЕО 
Народные Промыслы России: Синяя Птица Гжель https://youtu.be/WNlj6bHrvZk   
Как Делают Гжель https://youtu.be/QS-amGyBo14?list=RDQMCksGQHCVXrs
гжель2
Многовековая склонность местного населения к гончарству, в последней трети ХVIII века к производству майолики, а позднее к производству полуфаянса, тонкого фаянса и фарфора была во все времена вынужденной необходимостью.
Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

ИСТОЧНИК. http://rusnardom.ru/musey/hudozhestvennaya-keramika/

http://rusnardom.ru/musey/istoriya-russkogo-farfora/

РУССКАЯ МАТРЕШКА.

ВИДЕО 

матрешка

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.
Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.
По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена — так и появилась всеми любимая Матрешка.

ХОХЛОМА.

ВИДЕО:

Картинки по запросу хохлома роспись

Хохлома – разговорный термин, обозначающий расписные изделия, традиционный русский народный промысел. Декорировали чаще всего деревянную посуду. Золотой фон или золотой орнамент в сочетании с сочными насыщенными цветами и витиеватой технологией росписи позволяли создать поистине эффектное изделие.
Промысел возник во второй половине XVII века в деревнях Заволжья. Хохлома – крупный центр сбыта, «подарил» росписи соответствующее название. Характерная черта – золочение деревянных поверхностей и щедрое декорирование различными узорами. Свободная кистевая манера позволяла работать сразу в двух ключевых направлениях: фоновой росписи и верховой композиции.
На левом берегу Волги располагалось немало деревень, где и процветал промысел. Жители поселков Глибино, Хрящи, Шабаши, Безделы, Мокушино привозили в Хохлому товары на продажу. Истинная родина хохломы – Ковернинский район Нижегородской области.

 ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Картинки по запросу городецкая роспись
Городецкая роспись берет свое начало с XIX века. В это время она стала русским народным художественным промыслом, который возник в Нижегородской губернии около города Городец. 
ИСТОЧНИК http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/gorodets.html

Полхов — майданская роспись

Полхов-Майданская роспись | Городской парк

Народный промысел, сформировавшийся в с. Полховский Майдан (Вознесенский р-н Нижегородской области) в 1920-е годы. Один из самых молодых художественных промыслов России, представляет собой технику росписи деревянных токарных игрушек и предметов утвари анилиновыми красками.
История возникновения промысла в Полховском Майдане во многом легендаризирована. Не сохранилось ни первых игрушек, ни документов, связанных с их происхождением.
Согласно наиболее распространенной версии, крестьяне села переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших деревянную посуду в своих мастерских, в конце XVIII века. Первые токарные изделия не расписывались.
Свое развитие промысел получает в 1910-1920-х годах. Известно, что в 1916 году крестьянин-кустарь Павел Никитич Полин привез в село выжигательный аппарат. Возможно, под влиянием аналогичных изделий сергиевских мастеров посуду и игрушки начинают покрывать выжженным контурным рисунком.
Вскоре контур начинают раскрашивать масляными и клеевыми красками, а с середины 1930-х годов на смену им приходят более яркие анилиновые красители, разведенные на спирту. Постепенно выжженный контур заменяет рисунок тушью. С начала 1980-х годов начинает применяться роспись по обожженному паяльной лампой фону.

В 1928 – 1930 годах отдельные мастера объединились в артель «Красная заря». В 1960 году артель была преобразована в Полх-Майданскую фабрику игрушек. Согласно другой группе источников, артель возникла в 1969 году по инициативе мастеров П.Е.Казакова и Г.А.Авдюкова. Так или иначе, в период расцвета на фабрике работало около 500 человек, при ней была своя экспериментальная лаборатория. Однако в 1990-х годах фабрика была закрыта, и промысел полностью перешел в частные руки.
Изготовлением аналогичных токарных расписных предметов занимаются и в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец.
Промысел распространяется и на поселок Вознесенское: там в 1972 году возникает производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», в котором работают профессиональные художники.

ИСТОЧНИК. https://w.histrf.ru/articles/article/show/polkhov_maidanskaia_rospis

МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ

Мезенская роспись | ARTANA

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера.

Картинки по запросу МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. 

В самой же Мезени росписью не занимались. Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична.
Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян. 
Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Источникhttps://www.perunica.ru/chistiy_ist/937-mezenskaya-rospis-simvolika-uzora-yelementy.html

Пижемская роспись

ВИДЕО.  

Картинки по запросу Пижемская роспись

Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей Русского Севера. Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие - места, где в XIX - начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. Староверы, бежавшие сюда, занимались переписыванием светских и религиозных книг, которые украшали заставками, буквицами, рисунками. Некоторые из этих мастеров стали расписывать деревянные ложки. Также здесь расписывалась и другая домашняя утварь, за исключением прялок, которые обычно привозили с Мезени. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция. Существуют многочисленные параллели между пижемскими узорами и заставками древнерусских книг. Это не случайно. Со времен Аввакума Печора стала одним из оплотов старообрядчества. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Есть данные, что росписью сундуков, шкатулок и лукошек занимались и в Усть-Цильме - большом селе, где шла переписка книг.

Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Этот вид росписи значительно отличается от пышных и ярких северных росписей тем, что основной ее рисунок - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски. Эта роспись ближе всего к мезенской росписи, но в отличие от нее в пижемской росписи нет ни коней, ни птиц, которыми славится Мезень.

ИСТОЧНИК: http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/pizma/pizma.htm

Русский домХудожественная керамика http://rusnardom.ru/musey/hudozhestvennaya-keramika/