Методические рекомендации по проведению корректировки дополнительных общеобразовательных программ в связи с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения и развития образовательной деятельности организаций дополнительного образования, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы. Методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования провести корректировку дополнительных общеобразовательных программ в связи с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Н.М. Егорова,
кандидат психологических наук,
методист ГБОУДО ДТДМ
«Неоткрытые острова»,
Москва

Методические рекомендации составлены в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 №ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций».

Ситуация, сложившаяся в системе образования весной 2020 года, способствовала переходу всех образовательных организаций в короткие сроки на электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Московское образование оказалось готовым к работе в новых условиях. Успешно функционировали городские образовательные порталы: МЭШ, МосОбрТВ. Педагоги имели возможность использовать в работе контент ЦГУ (ТемоЦентра, ГМЦ и др.). Для них было организовано обучение на курсах повышения квалификации по применению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Педагоги освоили разнообразные технологии работы в дистанционном режиме, тем самым продемонстрировали свой высокий профессионализм. Подтвердили это и родители обучающихся, т.к. каждое занятие было «открытым».

Следующая задача для педагогов дополнительного образования — не растерять наработанный уникальный опыт применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для этого необходимо внести корректировки в дополнительные общеобразовательные программы, т.к. эти документы лежат в основе образовательной деятельности.

Какие именно коррективы следует внести, указано в Таблице 

Пояснительная записка

Новизна и отличительные особенности программы

Указываем.
Отличительной особенностью данной программы является частичное (или полное) при­менение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Перечисляем (на свое усмотрение).
Основные элементы системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, используемые в работе.
Например
образовательные онлайн-платформы;
цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах;
ведео- конференции (Skype, Zoom);
электронная почта;
облачные сервисы и др., а также город­ские ресурсы: портал МЭШ (сценарии уроков, цифровые домашние задания), MOSOBR. TV, проект «Учимся вместе», контент ЦГУ (ТемоЦентр, ГМЦ, МЦРКПО) и др.
Указываем (на свое усмотрение).
Возможно проведение индивидуальных занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для детей, пропустивших занятия по ува­жительной причине.
Родительские собрания и консультации проводятся в режиме онлайн с использованием платформ Zoom, Skype и др.

Цель и задачи программы

Задачи в обучении:
Добавляем
- формирование элементов IТ-компетенций.
Форма
обучения
Форма обучения — очная (заочная, дистанционная  и др.).
Форма организации образовательной деятельности — групповая (индивидуальная и др.).
Добавляем
При реализации программы (частично) применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При электронном обучении с применением дистанционных технологий продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 30 минут.
Во время онлайн-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Планируемые
результаты 
Метапредметные результаты
Добавляем
Обучающиеся будут иметь сформированные элементы IТ-компетенций.

Содержание программы 

Календарно­
тематический
план
1. Для последовательной системы проведения занятий.
В строке соответствующей темы и графе «Место проведения занятия» указываем: «электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ЭО и ДОТ)».

п/п

Дата

Время Тема
занятия
Кол-во
часов
Форма

Место

Форма
контроля
проведения
занятия

проведения
занятия
1.

ЭО и ДОТ

2. Для спиральной системы проведения занятий.

В строке соответствующей темы указываем «Количество часов — электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ЭО и ДОТ)».

Тема

Количество часов

В год

Сент

Окт

Нояб

Дек

Янв

Февр

Март

Апр

Май

Например, 6, в т.ч.

1 ч.- ЭО и ДОТ

 

  Организационно-педагогические условия реализации программы 

Материально- технические условия реализации программы Добавляем
Учебно­ методическое обеспечение
Список литературы
Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо наличие компьютера с выходом в Интернет, соответствующего программного обеспечения
Учебно­ методическое обеспечение 

Указываем названия обучающих цифровых образовательных ресурсов, ссылки.


п/п

Наименование
темы

Название и форма методического материала

Название цифрового образовательного ресурса, ссылка.

Список
литературы

Нормативно-правовая литература

Добавляем
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

КАТАЛОГ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  4. Методическое письмо о структуре дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы http://www.niro.nnov.ru/?id=28013
  5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
  6. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 №ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций». https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/
  7. Буйлова Л.Н., Павлов А.В. Примерные требования к содержанию и результативности дополнительных общеразвивающих программ, реализующихся в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы. — М.: ГБПУ «Воробьевы горы», РНМЦНО, 2017. — 5 с.

ИСТОЧНИК:  https://prodod.moscow/archives/18463