СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО

Средневековое искусство

I полугодие

02

УЧЕБНИК «ИСКУССТВО  ВИЗАНТИИ»

Тема 1. Искусство Византии

Византийское искусство внесло в культуру многих стран новое содержание, наполнило  его новыми образами. Оно формировалось, с одной стороны, на основе античной архитектуры и скульптуры, а с другой — под влиянием художественной культуры Ближнего Востока. Особенно важную роль в художественной жизни сыграло христианство.

Тема 2 -3 . Раннехристианская архитектура. Храм св. Софии в Константинополе

статья http://cvetamira.ru/iskusstvo-vizantii

Самостоятельная работа: посмотреть по Интернету документальный фильм «София Константинопольская».

Тема 4 — 5 . Византийская иконопись

Самостоятельная работа: посмотреть в Интернете (YouTube) видеоролик «Равеннское пение» (римовизантийское), V-VIII вв.»; рассмотреть мозаики Равенны, их колорит.

В этом видео - две раннехристианские церкви, построенные в 6-м веке: Базилика Сан-Витале и Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово. Обе церкви являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО и славятся замечательными мозаиками. Кроме того, в Равенне находится гробница автора "Божественной комедии" Данте Алигьери. В видео также показана церковь Иоанна Богослова - одна из самых древних в городе, построена в середине 5-го века. /

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=uKkyP4RAoi4
Тема 6 – 7 Византийский орнамент 
статья  http://https://vk.com/@-185590165-vizantiiskii-ornament


Самостоятельная работа: копирование мотива византийского орнамента по выбору.

03

 УЧЕБНИК  — СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ 

Тема 8 – 9 Средневековое искусство Западной Европы

После разрушения Рима в Европе начинается новый виток развития культуры, базирующийся  на ином типе мировоззрения, связанного с христианством. В средневековом сознании появилось новое качество – символичность мышления.  Оно подразумевает непознаваемость Бога-Творца, которого нельзя увидеть, понять его помыслы. Но все, что существует в мире, имеет ценность только в той степени, в какой в нем присутствует Божественное начало. Многоярусная система Бытия приобретает новое иерархическое значение. Каждый более высоко расположенный ярус и все, что в нем находится, ближе к Богу и дальше от преисподней, Сатаны, находящегося в самом нижнем ярусе. Чем ближе к преисподней, тем более греховно существо, поэтому исчадьями ада считались все ползучие гады – змеи, ящерицы, жабы. Главным выразителем новых представлений был средневековый храм.

Тема 10 — 11  Введение. Искусство варваров

Модель мира средневекового европейца, сочетавшей в себе первобытные магические представления и идеи античной философии; показать соединение народной и светской культуры в памятниках средневековья. Падение Римской империи. «Смутные времена». Переселение народов и образование варварских государств. Выход на первый план «варварских» элементов: образы фольклорных традиций племен, разрушивших Рим. Мотивы «звериного стиля» как отражение древних языческих представлений, страха перед силами природы и христианского учения о греховности мира, враждебного человеку. Наследие кельтов. Монастыри и кельтская книга. Кельтский орнамент «плетенка». Вестготское королевство. Клад Гаррасар. Каролингское Возрождение (8 – 9 вв.). Корона священной Римской империи. Чудесный талисман Карла Великого. Искусство викингов. «Звериный» стиль.

Самостоятельная работа: зарисовать мотив кельтского орнамента (по образцу); познакомиться с легендами  Средневековой Европы.

Тема 12 – 13  Романский стиль

Искусство средневековья — единый ансамбль, объединяющем вокруг архитектуры различные виды искусства (монументальную живопись, скульптуру и декор).  Рельеф – как преобладающий вид романской скульптуры.

Самостоятельная работа: зарисовать понравившийся фрагмент средневековой вышивки.

Тема 14 – 15  Готический стиль
Статья http://cvetamira.ru/gotika-arhitektura-skulptura

Готические соборы это не культовые сооружения древних готов, а храмы, построенные в готическом стиле архитектуры. Этот архитектурный стиль появился во Франции в 12 веке, он пришел на смену романскому стилю.
Готическая архитектура распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до 16 века. С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. Для готики характерны узкие и высокие башни, арки с заостренным верхом, колонны, многоцветные витражные окна и богато украшенный фасад. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. Сочетание переливающихся всеми цветами радуги витражей, великолепные узоры и каменные изваяния фигур создают неподражаемый ансамбль. Готика охватывает разные произведения искусства: живопись, фреску, витраж, скульптуру, книжную миниатюру и многие другие. Но как уже было упомянуто, именно средневековые соборы Европы в полной мере демонстрируют всю красоту и величие готического стиля. О них и пойдет речь ниже.

Источник: https://phototravelguide.ru/cerkov-hram-sobor/10-goticheskih-soborov-srednevekovoi-evropy/ 

Средневековая архитектура.  История средних веков.

Средневековая архитектура — сравнительная характеристика Романского и готического стилей в архитектуре.

Самостоятельная работа: зарисовка элементов декора собора  Парижской Богоматери.

Тема 16 – 17 Искусство средневекового орнамента

Декор храма как гигантский орнамент, органично связанном с формой и духовным содержанием храма: обильность изображений демонстрировала верующим сложность мироустройства. Типы готического декора:

1) декор чисто орнаментального характера;

2) декор, в котором фигуры становятся более объемными и тщательно проработанными и как бы отрываются от стен. Причины взлета средневековой орнаментики в слиянии традиций кельтского орнамента (плетенки) с искусством Византии и арабо-мусульманской культуры.   В последний этап развития готики вместо пирамиды появляется вибрирующие, словно языки пламени орнаментальные ритмы, которые отражают внутреннюю напряженность и крах мифологического сознания. Колорит витражей строится в основном на фиолетово-лиловой гамме – этот цвет символически воспринимался как цвет устремления души молящегося христианина ввысь. С этим искусством органично связана и письменность готики – образец высокого художественного стиля. Готический шрифт – один из самых красивых в мире.

Готический орнамент ://http://galamosaic.ru/ru/mediateka/detail.php?id=444

Самостоятельная работа: сделать копию фрагмента средневекового орнамента.

Тема 18 – 19  Искусство средневекового Востока

Представление об исламском искусстве. Композиция культового здания ислама – мечеть – место вознесения молитвы и приобщения к религиозному знанию; особенностью мусульманского искусства, которое не использует изображения предметов и явлений окружающего мира. Ведущая роль Ирана. Влияние византийской культуры. Формирование исламского орнамента. Арабески. Фатимидский стиль. Сельджукский стиль. Характерные черты мавританского искусства. Ансамбль Альгамбра в Гранаде (Испания). Крепостное зодчество. Строительство многофункциональных культовых комплексов. Каменный медресе-мечеть-мавзолей султана Хасана в Каире (1356 – 1363). Тимуридская архитектура. Мастера Сефевидов.

Самостоятельная работа: сделать копию фрагмента мусульманского орнамента; найти связь между арабесками и исламской письменностью.