Возрождение.

Возрождение

II полугодие
ПЕРИОДЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ПРЕЗЕНТАЦИИ 

https://jauchitel.ru/vozrozhdenie-proverka-znaniy-prezentaciya-po-mhk/

Проторенессанс. Эпоха Данте и Джотто
Кватроченто. Раннее Возрождение
Кватроченто. Завершение эпохи
Рафаэль Санти из Урбино
Микеланджело Буонаротти
Искусство  Венеции

Тема 20 Архитектура Италии эпохи Возрождения

Происхождением термина «Возрождение» (Ренессанс); особенности архитектуры Италии; светский характер культуры Возрождения. Принцип гуманизма, утверждение достоинства и красоты человека, его разума и воли, его творческих сил как основа культуры Возрождения. Изучение памятников античности, анатомии, законов перспективы.

Архитектура 15 века — ч. 1

Творчество Филиппо Брунеллески (1377 – 1446), родоначальника ренессансной архитектуры.

Становление мастера Филиппо Брунеллески 

В культуре итальянского Возрождения архитектура занимает выдающееся место. По обилию талантливых мастеров, размаху и многообразию художественного творчества, а главное, по его смелому новаторству Италия опередила в XV в. все другие страны Европы. Итальянское искусство Кватроченто развивалось в рамках локальных школ. Началом радикальных преобразований в искусстве относится к первым десятилетиям XV в. Лидером в творческих поисках и открытиях в художественной сфере, как и в гуманизме, на протяжении почти всего этого столетия была Флоренция. Брунеллески, Донателло, Мазаччо – три флорентийских гения – открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве.

Итальянский архитектор, скульптор, ученый и инженер эпохи Раннего Возрождения Филиппо Брунеллески вошел в мировую историю искусства как один из создателей научной теории перспективы. Творчество Брунеллески открывает новую главу в истории архитектуры — формирование стиля Возрождения.

Раннее Возрождение в Италии
Архитектура Раннего Возрождения в Италии
Флоренция — «колыбель изящных искусств»
Образование Филиппо Брунеллески - конструктор и изобретатель
«Новелла о Грассо» (1409)

Первые работы Брунеллески

С молодых лет Брунеллески проявлял интерес к точным наукам и очень скоро стал выдающимся конструктором и изобретателем технических новинок.
Разносторонне одаренный человек, Брунеллески в дальнейшем пробовал свои силы в разных областях художественного творчества. Будучи человеком разносторонних интересов и универсальных возможностей, он, должен несомненно быть помещен в разряд титанов Возрождения и (хотя этот термин обычно используется применительно к мастерам следующего века). Выдающаяся личность среди архитекторов этого периода, ему были столь присущи те универсальные навыки и таланты, которыми мы привыкли наделять деятелей Возрождения, что его имя должно ассоциироваться не только с флорентийской архитектурой. Брунеллески был скульптором и художником, ювелиром и часовщиком, археологом и сценографом, а также инженером, конструктором суден и гидравлических механизмов, занимался поэзией и написанием прозы, к тому же занимал влиятельное положение в обществе. Он действительно был человеком универсальных возможностей, тем более что в литературе ему приписывают еще более выдающиеся способности.

Первые скульптуры (1399-1400)
Политическая деятельность Брунеллески
Конкурс 1401 года - двери флорентийского Баптистерия
baptisterium, от др. -греч. βαπτίζω — «крестить», крестильня, крещальня) — пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения. Как правило, планировка баптистерия имела многогранную или округлую форму, а верхняя часть увенчивалась куполом.

«Распятие» в церкви Санта-Мария-Новелла (ок. 1410) 
Ведуты Брунеллески 

Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420—1436) 
История строительства флорентийского собора 
Первоначальный проект собора Санта Мария дель Фьоре 
Конкурс 1418 года 
Конструкция купола 
Хроника дальнейшего строительства храма 
Флорентийские строительные комиссии
Воспитательный дом во Флоренции (1421-1444) http://www.brunelleschi.ru/txt/8vosp.shtml

Церковь Сан Лоренцо (1420-1428) http://www.brunelleschi.ru/txt/10sanlor.shtml

Капелла Пацци (1429-1443) http://www.brunelleschi.ru/txt/14pazzi.shtml

Церковь Санто Спирито (1436-1446) http://www.brunelleschi.ru/txt/16sanspir.shtml
Конец пути Брунеллески http://www.brunelleschi.ru/txt/19end.shtml

А. Габричевский о Филиппо Брунеллеско

Ученики и последователи Брунеллески:
Микелоццо ди Бартоломео
Бенедетто да Майаяно
Джулиано да Сангалло

Творчество Леона Батиста Альберти (1404 – 1472), энциклопедиста-теоретика, автора научных трактатов об искусстве («Десять книг о зодчестве»).

  •  Введение в композицию фасада городского дворца основных элементов ордерной архитектуры. «Палаццо Ручеллаи во Флоренции» (1446 – 1451).

Архитектура 15 века — ч. 2

Творчество Браманте (1444 – 1514).

  • Величественно-монументальный облик сооружений. «Темпьетто» (1502 г.; храм  монастыря сан Пьетро ин Монторио в Риме).
  • Проект собора св. Петра в Риме (1506) – как главное создание Браманте. Творчество Андреа Палладио (1508 – 1580), теоретика, исследователя и крупнейшего практика-строителя второй половины XVI века.
  • Создание нового типа загородной виллы. «Ротонда близ Виченцы» (1551 – 1567).

Самостоятельная работа: сделать в тетради запись о роли Брунеллески, Альберти, Браманте и Палладио в истории развития архитектуры; перечислить основные произведения Донателло.

Древние культуры до 400 г. н.э. KhanAcademyRussianutube.com/playlist?list=PLxGo9dxQkqWCLcTtsARrmnODHOVVN1xqT

Тема 21 Скульптура Раннего Возрождения

Творчество скульпторов Лоренцо Гиберти и Донателло. 

Творчество Лоренцо Гиберти (1378 – 1455)

Выдающийся скульптор, первый историк итальянского искусства, блестящий рисовальщик, посвятивший всю творческую жизнь созданию живописного монументального декоративного рельефа. Лирическая красота образов, правильность пропорций фигур, богатство пейзажных и архитектурных фонов. Равновесие и гармония всех элементов изображения.

  • Бронзовые двери баптистерия (XV в., Флоренция).
  • «Встреча царя Соломона с царицей Савской» и др.
Творчество Донателло (ок. 1386 – 1466,полное имя – Донато ди Николо ди Бетто Барди) реформатора итальянской скульптуры.
  • Статуя св. Георгия (1416 г., Флоренция, Национальный музей).
  • Давид (1430-1440-е годы) – первая обнаженная статуя в итальянской пластике Возрождения. Претворение традиции античного искусства в рельефах Флорентийского собора (1433 – 1439).
  • Фриз, составленный из фигурок танцующих путти (младенцев-ангелов).
  • Монументальная декоративность и реализм скульптурного портрета Донателло.
  • Конная статуя кондотьера Эразмо да Нарни, прозванного  Гаттамелатой (1447 – 1453) – первый конный памятник в искусстве Возрождения.
  •  Рельефы на сюжеты из жизни св. Антония. Алтарь в Падуе, в церкви Сант-Антонио.

Самостоятельная работа: сделать в тетради запись о творчестве скульпторов, перечислить основные произведения.

Тема 22. Флорентийская живопись

Основоположник  реалистической живописи — Джотто ди Бондоне (1266/67 – 1337). http://www.art-giotto.ru/

Фрески в Капелле дель Арена в Падуе (1304 – 1306). Религиозную легенду художник трактует как реальное событие. С целью выявить новаторский характер изображений Джотто, предложить учащимся сравнить
фреска «Благовещение Анне» с «Благовещением» (1333)  его современника Симоне Мартини. Выявить материальный, реалистический характер изображения пространства и людей.   Фрагмент документального фильма «История живописи» показывающий фрески  Капеллы дель Арена.

  • Творчеством Мазаччо (1401 – 1428),

которого еще при жизни считали «вновь родившимся Джотто».

Фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине. Увидеть общее  в творческом методе художников: лаконизм, стремление отрешиться от частных деталей, стремление передать не только внешние формы, но и закономерности его внутреннего устройства. Мазаччо первым сумел понять истинное содержание джоттовских идей, возродить их в новой исторической ситуации и на ином качественном уровне.   Художник опирался в своем творчестве на разработку архитектором Брунеллески законов линейной перспективы.  Связь линейной перспективы и мировоззрения людей того времени: она обнаруживала рациональный и разумный порядок устройства мира, подчиняла его зрителю. С помощью линейной перспективы на картинах и фресках не столько иллюзорно отображалось реальное, сколько создавалась его своеобразная модель, пронизанная гармонией пропорций и ритмов. Перспективная конструкция являлась не схемой, но одухотворенной плотью образа. В произведениях Мазаччо реальный мир легко узнаваем, но он предстает кристально ясным и возвышенным.

Фрески «Чудо со статиром» и «Изгнание из рая» (обе – между 1427 – 1428 гг.) капеллы Бранкаччи при церкви Санта Мария дель Кармине. В облике Христа и его учеников он показывает людей совершенных, уверенных в своих безграничных возможностях. Этими чертами наделяли гуманисты Возрождения создаваемый ими идеал человеческой личности. Эффект объемности, глубины изображения и впечатление жизнеподобия стали главными чертами Флорентийской живописи.

Мазаччо «Мадонна с Младенцем и ангелами»

Самостоятельная работа: сделать в тетради запись о творчестве художников, перечислить основные произведения.

Тема 23.  Сандро Боттичелли  и Леонардо да Винчи

Творчестве художников; рождение нового изобразительного языка,  выразившемся в переходе от линии, как главном выразительном средстве (наследии иконописи средневековья), к светотени, как средству достижения жизнеподобия.

Сандро Боттичелли (1445 – 1510)

«Весна» (ок. 1485)



«Рождение Венеры» (ок. 1484).

Леонардо да Винчи (1452 – 1519)

Леонардо да Винчи во Франции
«Тайная вечеря Леонардо да Винчи

Подлинный основоположник стиля Высокого Возрождения. Композиционные и живописные эксперименты Леонардо да Винчи. Свет и освещенность – как условие и важнейшее средство изобразительности. Учение Леонардо о светотени, применение которого позволяло достичь удивительно тонких эффектов в изобразительной моделировке форм: «сфумато» (от итал. Sfumato) – «дымчатой» атмосфере, где предметные очертания почти неуловимы.



 "Тайная вечеря": загадки Леонардо



«Портрет Моны Лизы» («Джоконда», ок. 1503)



"Мона Лиза" Леонардо: Разрушая легенды да Винчи

  • Зарисовки Леонардо как средство познания мира.

Самостоятельная работа: найти материал о том, как обучались итальянские художники, о ранних работах Леонардо.

Тема 24. Рафаэль
Рафаэль Санти из Урбино

Рафаэль Санти (1483 – 1520) в своем творчестве воплотил самые светлые и возвышенные идеалы гуманизма: он синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа;  что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений.

Первые шаги. Анализ композиции «Мадонна Конестабиле» (1502). Флорентийский период. «Автопортрет» (1506).
«Мадонна в зелени» (1506). 
Влияние на художника творчества Леонардо да Винчи: использование композиционной схемы «Мадонны в гроте» 
Леонардо да Винчи (заключение изображения в пирамидальную группу). Сравнение композиции портретов 
«Джоконда» Леонардо и «Дама с единорогом» (1505 – 1506) Рафаэля.   
«Портрет Анджело Дони» и «Портрет Маддалены Дони» (оба 1506).
«Наложение» фигур на перспективный фон как характерная черта ренессансной картины. Римский период. 
Росписи станц Ватикана.  
Анализ композиций Станцы делла Сеньятура «Афинская школа» (1509 – 1511). алтарной картиной «Сикстинская Мадонна» (1515 – 1519) 
«Дама под покрывалом» (ок. 1516) и «Портрет графа Бальдассаре Кастильоне» (1514 – 1515). 
Вывод - творчество Рафаэля является если не энциклопедией, то глубочайшим синтезом Высокого Возрождения и выражением гуманизма в искусстве.

Самостоятельная работа: сделать в тетради запись о творчестве художника, перечислить основные произведения.

Тема 25. Микеланджело

Творчество великого художника и борца как отражение высшей точки эпохи Возрождения; о мастере, оставившем  произведения, грандиозные по масштабу и силе, воплощающие наиболее прогрессивную идею эпохи: 
утверждение образа безграничного господства совершенного человека-титана.  
Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564) был гениальным скульптором, живописцем, архитектором, рисовальщиком, военным инженером, поэтом.  Произведения: «Пьета» (1498 – 1501), 
«Давид» (1501 – 1504). 
Картон «Битва при Кашине» (известен по гравюрам и живописной копии). 
Цикл фресок Сикстинской капеллы («Отделение света от тьмы», «Сотворение Адама», «Грехопадение», 1508 - 1512). 
Купол собора св. Петра в Риме.  
«Надгробие Медичи» (1520 – 1534).

Самостоятельная работа: сделать в тетради запись о творчестве художника, перечислить основные произведения.

Тема 26 — 27.  Венецианская живопись. Тициан

Расцвет венецианской живописи, отличавшейся богатством и насыщенностью колорита.
Творчество Джорджоне и Тициана.
Творчество Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, прозванного Джорджоне. «Юдифь» (1505). Гармоничная связь человека с природой – как важная особенность работ художника.
«Спящая Венера» (1508 – 1510).
Ранний период творчества Тициана (Тициано Вечеллио; 1485/90 – 1576),
картины  «Вакх и Ариадна» (1522 – 1523),
«Любовь земная и небесная» (1510 –е гг.).
«Венера Урбинская» (1538).
Нарастание драматизма, тема страдания и гибели героя в картинах «Динарий кесаря» (1515 – 1520),
«Святой Себастьян» (ок. 1570).
Портреты Тициана.
«Юноша с перчаткой» (1515 – 1520).
«Портрет Ипполито Риминальди» (конец 1540-х).
«Портрет папы Павла III с племянниками, кардиналами Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1545 – 1546).
Лаконизм композиции, неповторимый колорит и пастозное письмо поздних произведений.

Самостоятельная работа: сделать в тетради запись о творчестве художников, перечислить основные произведения.

Тема 28. Творчество Веронезе и Тинторетто

Изменение восприятия мира людьми эпохи Позднего Возрождения; ощущение зависимости человека от окружающей среды, развитие представлений об изменчивости жизни, утрате идеалов гармонии и целостности и отражении их в произведениях выдающихся живописцев, проявляющихся в замене образов отдельных героев на образ толпы.
Праздничное красочное зрелище «пиров»

Паоло Кальяри (Веронезе) (1528 – 1588),
введение в религиозные темы «посторонних персонажей».
«Брак в Кане» (1563). Свободная трактовка библейских сюжетов, их декоративность.
«Поклонение волхвов». Создание иллюзорного пространства в плафонных росписях.
«Триумф Венеции» (1585).

 Творчество Тинторетто
(настоящее имя Якопо Робусти, 1518 – 1594), народный характер творчества, драматизм и эмоциональная сила образов.
«Чудо св. Марка» (1548).
«Распятие» (1565 – 1588).

Самостоятельная работа: сделать в тетради запись о творчестве художников, перечислить основные произведения; провести словарную работу: выяснить значение понятия «маньеризм».

Тема 29. Возрождение в Нидерландах

Особенности Возрождения в искусстве Нидерландов: интуиция заменяла научный подход к изображению природы; разработка основных приемов реалистического искусства достигалась путем острого непосредственного наблюдения конкретных единичных явлений.  Народный характер искусства, сильное влияние фольклора; черты фантастики, гротеска, острой сатиры; глубокое чувство национального своеобразия жизни, а также отображение социальных контрастов в жизни различных слоев общества.  
Особенности исторического развития Нидерландов. Деятельность Эразма Роттердамского, введшего в обиход античную мудрость с помощью своих «Поговорок» (1500); об отличии от итальянского восприятия образа человека в мироздании: он признавался наибольшей ценностью среди множества явлений вселенной. В изображении человека художников интересуют характерные и особенные черты, сфера обыденной и духовной жизни.
Братья Лимбурги
«Великолепный часослов герцога Беррийского» (1411 – 1416):
миниатюры «Март», «Июнь», «Октябрь».
Возникновение техники масляной живописи - основоположники реализма в Нидерландах.
Братья Губерт ван Эйк (? – ум. 1426)
Творчество Ян ван Эйк (ок. 1390 – 1441)
  • «Гентский алтарь» (1426 – 1432, церковь св. Бавона)

  • «Мадонна канцлера Ролена» (ок. 1434)

  • «Портрет четы Арнольфини» (1434).

Искусство 15 века.Северное возрождение

Самостоятельная работа: сделать в тетради запись о творчестве художника, перечислить основные произведения.

Тема 30 — 31 Босх и Питер Брейгель Старший

Творчество самобытных художников, которые по разному отразили народное мировоззрение своего времени.

Творчество Иеронима Босха (ок. 1450 – 1516)

  •  «Корабль глупцов».
  • «Воз сена» (1500 – 1502, центральная часть трёхстворчатого алтаря).
  • «Сад наслаждений» (Центральная часть трёхстворчатого алтаря; начало XVI века).

 Творчество Питера Брейгеля Старшего (между 1525 и 1530 – 1569).

  • «Падение Икара» (между 1555 и 1558).
  • «Охотники на снегу» (1565).
  • «Нидерландские пословицы» (1559).
  • «Крестьянский танец» (1566 – 1567).
  • «Слепые» (1568).

Самостоятельная работа: сделать в тетради запись о творчестве художников, перечислить основные произведения.

Тема 32. Возрождение в Германии. Альбрехт Дюрер

  • Особенности Возрождения в Германии: новое ренессансное осознание миропорядка и места человека в нем рождалось на основе позднеготической традиции  и развивалось  в двух направлениях: религиозно-мистическом и придворно-аристократическом.

Творчество Альбрехта Дюрера (1471 – 1528),

Художник сумел достичь в своих произведениях органического единства средневековых традиций и реалистического изображения окружающего мира.

  • «Автопортрет» (1498).
  • «Автопортрет» (1500).
  • «Портрет венецианки» (1506). «Портрет матери» (1514).
  • Техника гравюры на меди.

Преобладание графического начала в творчестве Дюрера.

  • «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513).
  • «Св. Иероним» (1514). «Меланхолия» (1514).

Самостоятельная работа: сделать в тетради запись о творчестве художника, перечислить основные произведения.

Тема 33. Орнамент эпохи Возрождения

Представление о ренессансном орнаменте.

  • Ясность и гармонии ренессансного орнамента,  увлечение античным орнаментом; в орнаментах широко используются листья аканта, дуба, виноградной лозы, различные элементы животного мира в сочетании с изображением обнаженного человеческого тела; применяются ионики, бусы, меандр, плетенка, чешуя, лента, широко используется мотив раковины. Выделить особое место акантового листа и акантового завитка.  Образцы орнаментов,  цветовое решение.
Орнамент эпохи Ренессанса  https://vk.com/event185590165?w=wall-185590165_117%2Fall

Самостоятельная работа: скопировать образец орнамента (по выбору); отметить в тетради наиболее характерные черты орнамента эпохи Возрождения.

Тема 34. Зачет