«Тема по самообразованию»
Уважаемые педагоги!
Предлагаем материал, который поможет вам в работе над темой самообразования.
Сущность самообразованияи его необходимость
Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Преподаватель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Самообразование преподавателя — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой преподавательской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность (ориентация на формирование целостной картины), единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность (постоянный процесс развития) перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Наиболее часто используемые формы организации самообразования – это:
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
4. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей, обмен опытом в сети учителей-практиков.
5. Индивидуальная работа по самообразованию, технологию которой рассмотрим подробно.
Планирование процесса самообразования
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1-й этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов.
На этом этапе могут помочь анкеты «Оценка уровня готовности педагога к развитию» – для выявления способности учителя к саморазвитию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе, а также примерное планирование этапов работы над темой самообразования.
2-й этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
3-й этап – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
4-й этап – внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.
Как выбирается тема
Тема самообразования выбирается, исходя из проблем, которые обнаруживает учитель в процессе своей педагогической деятельности (для совершенствования своего профессионального уровня и, соответственно, решения обозначенных проблем).
Например: педагогу необходимо освоить методику групповой работы, следовательно, он планирует на 3-4 года работу над темой самообразования «Совершенствование обще учебных знаний, умений, навыков посредством использования групповых форм работы на уроках… (предмет)».
Тема самообразования учителя может быть связана с общей методической темой общеобразовательного учреждения; если педагог работает в экспериментальном, инновационном режиме, то и тема выбирается в соответствии с теми задачами, которые реализует данное направление деятельности ОУ. Например: «Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках … (предмет)», «Использование региональной составляющей на уроках … (предмет) как условие формирования личности гражданина», «Использование приёмов деятельностного подхода на уроках … (предмет) для развития творческих способностей обучающихся».
Как правильно формулировать тему самообразования
Формулировка традиционной темы самообразования условно содержит три част
I часть (основная часть: содержит проблему) |
II часть (связующее звено) |
III часть (аспект, через который будет решаться обозначенная проблема) |
Совершенствование … Формирование… |
… как средство… |
… развития … |
Таким образом, темы самообразования в традиционной формулировке звучат так: «Формирование универсальных учебных действий на уроках … (предмет) посредством использования принципов деятельностного подхода»…
Темы не должны быть:
- слишком общими: «Использование инновационных технологий в обучении … (предмет)» (нельзя освоить в совершенстве одновременно все инновационные технологии; это может быть либо одна технология, либо некоторые приёмы нескольких технологий);
- незавершёнными: «Способы активизации познавательной деятельности обучающихся» (формулировка не закончена, возникают вопросы: «Для чего активизируете?», «На каком предмете?»);
- слишком повседневными: «Формирование знаний, умений, навыков на уроках … (предмет)», «Активизация мыслительной деятельности на уроках».
Формулировка цели и задач самообразования.
После того, как выбрали тему самообразования необходимо сформулировать цели и задачи. Целями самообразования могут быть:
1. повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
2. изучение и внедрение новых педагогических технологий;
3. изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
4. совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Составление плана самообразования. На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
1. название темы;
2. цели;
3. задачи;
4. предполагаемый результат;
5. этапы работы;
6. сроки выполнения каждого этапа;
7. действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
8. способ демонстрации результата проделанной работы;
9. форма отчета по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Продолжительность реализации каждого этапа работы по теме самообразования может быть сокращена или напротив, увеличена.
Алгоритм работы педагога над индивидуальной темой
1.Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
- ознакомление с литературой;
- ознакомление с нормативно-правовыми документами;
- изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
2.Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
- составление картотеки литературных источников;
- выписки из литературных источников.
3.Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
- обоснование выбора темы;
- актуальность и новизна;
- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
- формулирование цели и задач работы;
- разработка календарного плана индивидуальной работы.
4.Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7. Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.
Примерные формулировки тем самообразования
- «Применение ИКТ на уроках ………. как средство развития УУД»
- «Использование ИКТ как средство познавательной активности учащихся на уроках ………….»
- «Мультимедийные технологии как основа объяснительно — иллюстративного метода обучения и как средство повышения эффективности обучения истории»
- «Разработка дидактического материала для методического обеспечения уроков ………..»
- «Компьютерные презентации, как средство наглядного обучения на уроках …………»https://dl.dropboxusercontent.com/u/39246578/15.pdfhttps://dl.dropboxusercontent.com/u/39246578/15.pdf
- «Использование нестандартных форм обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ……………..»
- «Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках …………………. через игровые формы и методы»
- «Исследовательский метод как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ……………»
- «Использование дифференцированного подхода в обучении ………….. с целью повышения качества знаний»
- «Использование Интернет-ресурсов в изучении предмета …………….»
Личный план самообразования преподавателя.
1.Название темы
2.Цели работы (формулируется в форме существительного. Например: изучение, внедрение, создание, повышение и т.п.)
3.Задачи (формулируются в форме глагола (что надо сделать? сформировать, проанализировать, разработать, апробировать и т.п.).
4.Предполагаемый результат (Например: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;
Создание картотеки «Методы и приемы подготовки учащегося к выходу на сцену» и т.п.)
5.Этапы работы (см. таблицу ниже «Примерный план работы преподавателя над темой»).
6.Практический этап работы можно представить в форме таблицы
№ п/п |
План мероприятий | Вид деятельности | Примерный срок выполнения |
Отметка о выполнении |
1 |
Теоретическое изучение темы |
Конспектирование. Составление картотеки тезисов и т.д. |
март |
Выполн. |
2 |
Повышение квалификации |
|||
3 |
Изучение инновационных методов работы педагогов |
1.Посещение мастер-классов. 2.посещение занятий педагогов школы и т.д. |
||
4 |
Проведение открытых занятий |
|||
5 |
Выступление перед коллегами на методиче-ских мероприятиях |
|||
6 |
Участие в профессиональных конкурсах |
Примерные темы самообразовательных проектов преподавателей
Должность |
Срок работы над темой |
Тема самообразовательного проекта преподавателя |
Результат работы (эссе, обобщение опыта, метод. разработки и т.п.) |
Преподаватель по классу фортепиано |
|
методразработка |
|
преподаватель теоретических дисциплин |
|
методразработка |
|
преподаватель изобразительного искусства |
|
методразработка |
|
преподаватель по классу баян, аккордеон |
|
методразработка |
Источник : http://www.zabcdo.ru/site/lib/docs/321/full/
- самообразование — ПАМЯТКА
- пример ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ преподавателя по вокалу https://multiurok.ru/files/plan-samoobrazovaniia-232.html